Свяжитесь с нами

+7 (495) 989-43-69

(многоканальный)

e-mail: arz-p@arzpuck.ru

8-926-917-76-62
8-926-917-76-69

+7 (499) 123-54-44,
+7 (499) 124-56-63,
+7 (499) 797-49-76,
+7 (499) 127-67-40,
+7 (499) 127-18-78,
+7 (499) 755-71-13.

Складные картонные коробки

Складные картонные коробки — это коробки небольшого и среднего размера из тонкого картона, составляющие значительную долю всей упаковки, используемой в розничной торговле, в торговле по почте, в торговых автоматах и сфере услуг (больницы, школы, предприятия общественного питания и т. п.), а также в упаковке лекарств.

Такие картонные коробки экономически эффективно решают основные задачи упаковки, обеспечивая защиту изделия, предоставление потребителю информацию, визуальное воздействие на него и удобства логистики, облегчая обращение с упакованным товаром с учетом особенностей изделия, методов его сбыта и способов использования потребителем.

Складные картонные коробки поступают на предприятие-упаковщик в виде плоских заготовок. Это может быть просто плоская заготовка с нанесенной на нее печатью или уже готовая, сложенная коробка с проклееными боковыми швами. Упаковщик собирает, фасует и закрывает картонные коробки или вручную, или сочетая ручные и автоматические средства упаковки, или применяя полностью автоматизированное оборудование. Важным преимуществом складных коробок является то, что до операции упаковки они хранятся в плоском виде, экономя пространство при транспортировке и хранении. Именно это свойство отличает их от жестких картонных коробок (см. предыдущую главу), поступающих на операцию заполнения уже собранными и готовыми к использованию.

Особенно возросла популярность складных картонных коробок, когда на смену фасованию изделий в системе розничной торговли пришло фасование изделий крупными производственными предприятиями, осуществляющими торговлю своими изделиями в национальном и международном масштабах. Росту популярности складных картонных коробок способствовала и разработка специального фасовочно-упаковочного оборудования для них.

Такие сборные коробки изготавливают из коробочного картона. В конструкции коробок используются несколько видов коробочного картона, отличающихся видом использованной для его получения волокнистой массы. Как мы уже отмечали в главе 1, для производства коробочного картона используют беленую и небеленую целлюлозу, древесную массу и вторичное волокно из макулатуры. Картон обычно бывает многослойным со слоями из различных видов волокнистого сырья. Покровный слой картона обычно (но не всегда) для улучшения внешнего вида и печатных свойств производят из беленой целлюлозы и покрывают меловальным покрытием.

Свойства картона могут быть улучшены с помощью других материалов, нанесения полимерных покрытий методом экструзии, иных покрытий с требуемыми эксплуатационными свойствами, а также путем той или иной обработки.

Картон для складных коробок характеризуется толщиной и массой. В индустрии упаковки и организациях по стандартизации для каробочного картона используют разные диапазоны толщины. Для практических целей верхний предел составляет 1000 мкм, а нижний — 250-225 мкм, но используются и коробки из более тонкого картона толщиной 200 мкм и менее. Толщину картона определяют в микрометрах (микронах, 0,001 мм) или тысячных долях дюйма (пунктах или милах, 0,001 дюйма). Массу приводят в граммах на 1 м2 (г/м2) или в фунтах на 1000 кв. футов.

Фирмы-изготовители картонных коробок продают их по количеству (например, 1 млн штук), поэтому при закупках материалов их интересуют не масса, а площадь картона, требуемая для изготовления нужного количества коробок с учетом технологических отходов.

На практике задача облегчается благодаря компьютеризации современных картонных производств (с жесткими пределами массы на единицу площади, то есть на выход и допуски, и точностью при отделке благодаря подсчету листов и длины рулонов заданной ширины). Как мы уже отмечали в главе 1, сопротивление картона сжатию существенно зависит от его жесткости, связанной, в свою очередь, больше с толщиной, чем с массой 1 м2.

Технологи по упаковке, ее заказчики и менеджеры по продвижению в фирмах-производителях часто спрашивают, какой вид картона им следует использовать для упаковки конкретного изделия. Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, и начинать следует с анализа всех задач, стоящих перед проектируемой упаковкой. Рекомендуется при этом использовать своего рода шаблон или контрольный список, гарантирующий учет всех важнейших факторов. Ниже мы дадим некоторые рекомендации относительно внешнего вида картона (например, характеристик поверхности и т. п.) и эксплуатационных свойств (например, прочности и барьерных свойств), необходимых для достижения желаемого внешнего вида коробки, печатных свойств и возможностей ее сборки (складывания) и использования.

Требуемые свойства зависят, в свою очередь, от следующих факторов.

Содержимое — тип, масса, объем, форма или консистенция (то есть порошок это, гранулы и т. п.), наличие первичной упаковки изделий в пакеты, банки и т. д., фасуются ли изделия в контакте с картоном или в непосредственной близости от него. Должны быть указаны все особые эксплаутационные свойства или нормативные требования, связанные с защитой изделия при упаковке, хранении, транспортировке, реализации и использовании его потребителем.

Внешний вид — поверхность и конструкция коробки, качество печати и общее ее визуальное воздействие. Бывают случаи, когда должна быть видна или запечатана внутренняя сторона картона. Требования к внешнему виду упаковки во многом зависят от позиционирования изделия на конкретном рынке, а у каждого рынка свои особенности. Многие изделия (например, зерновые завтраки, шоколадные кондитерские изделия, рецептурные лекарственные препараты и лекарства, отпускаемые без рецепта, табачные изделия и т. п.) должны представляться по-своему. Существует также национальные особенности презентации изделий.

Способ презентации изделий зависит от специфики их реализации и использования — это может быть прилавок самообслуживания, торговый автомат, посылочная торговля, предприятие общественного питания и т. д., — а также от степени его «подарочности». Кроме того, на конкретных рынках присутствуют свои элитные продукты, изделия средней ценовой категории и «бюджетные», оптимальные по соотношению цены и качества более дешевые изделия. Упаковка, включая выбор картона, должна отражать сегментацию данного рынка и позиционирование на нем конкретного изделия.

Технологии упаковывания, сбыта и потребления. Для определения требуемой степени автоматизации необходимо владеть данными о количестве фасуемых упаковок в единицу времени и сезонные изменения производительности упаковочных линий. К факторам сбыта и хранения относятся учет наличия транс портной упаковки и особых условий (например, упаковка и сбыт изделий глубокой заморозки или охлажденных пищевых продуктов). К потребительским факторам относят способы использования упаковки и особые требования, в частности, возможность подогрева готовых к употреблению пищевых продуктов или возможность прессования (сминания) пустой коробки из-под блока сигарет.

На практике многие подобные требования взаимосвязаны. Например, конструкция коробки влияет на ее сминаемость, а тип поверхности — на печатные свойства и на способность к склеиванию.

Текст, иллюстрации и элементы декорирования печатают на наружной поверхности складных картонных коробок, а для улучшения внешнего вида и защиты краски применяют лакирование. Иллюстративный материал подчеркивает особенности данной торговой марки (бренда), особенно в торговле самообслуживанием. Иногда запечатывают и внутреннюю сторону коробок (в частности, для шоколадных кондитерских изделий) с информацией об изделии и его безопасном использовании. Для усиления визуального воздействия применяют горячее тиснение фольгой и рельефное тиснение.

Существует огромное разнообразие конструкций и форм складных картонных коробок, отличающихся системой укупорки (в некоторых случаях используют также элементы для повторной укупорки) и дополнительными приспособлениями — ручками, окошками и внутренними подставками или перегородками.

Большинство складных картонных коробок выпускают прямоугольными (в том числе квадратными). Выбор их размеров и конструкции зависит от типа фасуемых изделий, способов фасования и сбыта, методов выкладки (продажи) и вариантов использования. Прямоугольные коробки легко фасовать на автоматических линиях (особенно на высокоскоростном оборудовании), ими легче торговать, а потребителю удобно с ними обращаться и их хранить. Тем не менее выпускаются складные картонные коробки и других форм — круглые, овальные, треугольные, пирамидальные, шестигранные, с куполообразным верхом, в форме портмоне и т. п. Все эти формы достигаются благодаря основным свойствам картона — его жесткости, хорошим печатным свойствам, сгибаемости и возможности склеивания.

В результате складные картонные коробки применяют для упаковки самых разных изделий — от пищевых продуктов (круп, замороженных и охлажденных изделий, мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий, чая, кофе и др., до изделий медицинского назначения, лекарств, косметических товаров и средств гигиены, духов, фототоваров, одежды, сигарет, игрушек, настольных игр, стиральных порошков, электротоваров, канцелярских и спортивных товаров, товаров для садоводства и огородничества, дачных принадлежностей и т. п., однако более половины всех выпускаемых складных картонных коробок используется для упаковки пищевых продуктов.